Страница педагога-психолога

Памятка для родителей

«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  • Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

 

Правила позитивного общения с ребенком

 

  • Безусловно, принимать и уважать ребенка.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогите, когда он просит.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Радуйтесь вашему малышу!

 

                                              Влияние родительских установок на развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители —  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

 

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ <  >   ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:    подумайте о последствиях  и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…».    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.            «Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!».

«Горе ты моё!»          Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.   «Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.            «Поплачь, будет легче…».

«Вот дурашка, всё готов раздать…».         Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.           «Молодец, что делишься с другими!».

«Не твоего ума дело!».         Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.   «А ты как думаешь?».

«Ты совсем, как твой папа (мама)…».       Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя        «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!».

«Ничего не умеешь делать, неумейка!».    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.            «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».

«Не кричи так, оглохнешь!»           Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.    «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!».

«Неряха, грязнуля!». Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.            «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).   Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.           «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!».      Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.            «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.            «Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!».

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»            Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.            «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!».   Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.          «Давай немного оставим папе (маме) ит.д.»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»         Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.     «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…».

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!».        Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.   «Как ты мне нравишься!».

 

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!».  Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.          «Смелее, ты всё можешь сам!».

«Всегда ты не вовремя подожди…».         Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение.            «Давай, я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!».      Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.   «Держи себя в руках, уважай людей!».

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

 

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

 

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

 

                                

                                           Ваш ребенок идет в первый класс

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу   улыбку  и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте  по  пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если  «вчера  предупреждали»
  2. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо      удается, это не  вина ребенка.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного «завтрака ему придется много работать.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не  балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы  сегодня не было плохих отметок» ит.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка  после  школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте  расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения людьми). Если же ребенок  чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку  взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил  без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три  часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для  восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут  занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они  будут подвижными.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все  получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
  10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  11. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете  принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент  важнее  всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье, с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдёте много  полезного.

13  .Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти, В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

  1. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели-трудности учебы.
  2. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим’- «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы можете сделать  все, чтобы он был   спокойным, добрым и радостным.

 

Диагностика

Предлагаем вашему вниманию подборку интересных диагностических методик. Возможно, с помощью них вы узнаете о себе что-нибудь интересное и сможете помочь детям и взрослым.

  1. Тест «На каком месте вы себя видите»

Инструкция: посмотрите внимательно на картинку. Как вам кажется, где ваше место на этом дереве?

Интерпретация: Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

  1. Тест «Стили родительского воспитания»

Какой вы родитель? Либеральный, авторитарный или демократический — поможет узнать диагностическая методика  «Стили родительского воспитания».

  1. Сборникдиагностических методик детско-родительских отношений.
  2. Опросникидля родителей, направленные на выявление творческой одаренности у детей дошкольного возраста.
  3. Перевод с детского или игра в принцессу. 

Иногда взрослому очень трудно разобраться что мучает и гложет малыша. Да и самому дошкольнику сложно понять, что с ним происходит, почему он ведет себя так, а не иначе. Наталия Кедрова описывает методику, помогающую понять взрослому причины трудностей маленького ребенка. Предлагаем вам ознакомиться с методикой, условно названной «Игра в принцессу».

  1. Диагностическое обследование детей в раннем возрасте.

Оценка протекания процесса адаптации: Лист адаптацииЛист оценки итоговой адаптацииЛист определения группы адаптации

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста.

  1. Оценкамотивационной готовности к обучению в школе.
  2. Альбомнейропсихологической диагностики
  3. Опросник для педагогов «Оценка готовности и адаптированности личностик педагогической деятельности«
  4. Диагностика коммуникативных умений ребенка. Методика«Рукавички»
  5. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
  6. Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Методика «Я в детском саду»
  7. Изучение эмоционального состояния ребенка. Методика«Красивый рисунок»
  8. Выявление тревожности у дошкольников. Методика«Паровозик»
  9. Исследование мышления детей 5 — 7 лет.  Методика«Времена года»